Идеи Новости 0 Comments

ЭВОЛЮЦИЯ ФОТОКНИГИ: PER ASPERA AD ASTRA

А дело было так…

Сегодня издание фотокниги, когда производственный процесс отшлифован и доведён, можно сказать, до совершенства, занимает минимум времени. Мы загружаем предварительно отобранные снимки в дизайнерский шаблон компании-производителя, отправляем макет в печать – и через пару дней получаем готовый продукт. Самая обычная операция. Однако многое из того, что в наши дни  считается обыденным, в недалёком прошлом расценивалось не иначе как чудо.

Да-да, были времена, когда люди, рассматривая первые полиграфически исполненные рисунки, не верили, что это принт, и видели в увиденном (пардон за тавтологию) исключительно приложение «живой человеческой руки». Происходило всё это по историческим меркам не так давно – приближалась середина XIX века…

Первым изданием, к которому можно применить термин «фотокнига», стал альбом под названием «Британские водоросли: цианотипные оттиски» (British Algae: Cyanotype Impressions, 1843 г.), составленный Анной Аткинс (англ. Anna Atkins, 1799 – 1871).

Анна Аткинс

Базой для иллюстраций в нём послужили фотографические технологии, известные как цианотипия и открытые в 1839 году физиком Джоном Гершелем, другом семьи Анны. Книга вышла в 12 экземплярах, и один из них хранится сегодня в Национальном научно-медиа музее в Брэдфорде (Великобритания). Название труда говорит само за себя: в нём представлено более 300 изображений водорослей. Однако метод цианотипии не мог передать реальных цветов растений – все изображения были монохромными.

Один из разворотов альбома «Британские водоросли» (1843 г.)

На следующий год после Анны Аткинс, в 1844-м, Уильям Генри Фокс Тэлбот (англ. William Henry Fox Talbot, 1800 – 1877) опубликовал книгу с фотографиями «Карандаш природы» (The Pencil of Nature), которая в отличие от своей предшественницы имела ярко выраженную коммерческую направленность. Автор представил фотографию как новый вид искусства и показал в книге все сферы её приложения, какие мог: на снимках фигурировали архитектурные ансамбли, натюрморты, оттиски гравюр, портрет… Предполагалось, что у обывателей (читай: будущих покупателей) новый продукт вызовет повышенный интерес, однако этого не произошло. Общество ещё не созрело для того, чтобы коротать досуг за просмотром фотоальбомов.

«Вид парижского бульвара», иллюстрация из книги «Карандаш природы»

«Последним приветом» из XIX века стала фотокнига чисто художественного содержания, но успех обошёл стороной и её. Летом 1874 года поэт Альфред Теннисон (англ. Alfred Tennyson) предложил Джулии Маргарет Камерон (англ. Julia Margaret Cameron), своей хорошей знакомой, создать фотоиллюстрации для кабинетного издания стихотворного цикла о короле Артуре «Королевские идиллии». Камерон приняла это предложение с большим энтузиазмом и предложила 12 самых удачных своих фотографий. Однако товарный вид издания её не устроил, и фотоиллюстрации появились позже как отдельный альбом, который, по мнению Камерон, «стал бы прекрасным подарком на Рождество или на свадьбу». К Рождеству 1874 года он и вышел, получив название «Иллюстрации к “Королевским идиллиям” Теннисона». Камерон сопроводила изображения отрывками из стихотворений.

Elaine, одна из иллюстраций к «Королевским идиллиям»

Процесс пошёл!

ХХ век можно считать полноценной «стартовой колодкой», с которой фотокнига рванула в «спринтерский забег». Мощный импульс её эволюции в начале прошлого столетия придали профессиональные фотографы и художники, решившие, что альбом с фотографиями – чуть ли не идеальный формат для демонстрации своих работ клиентам и коллегам, – то, что мы сегодня называем портфолио. Разумеется, издавались эти альбомы малым тиражом, но процесс, как говорится, пошёл. И, что интересно, популярность фотоальбомов достигла апогея не в какой-нибудь продвинутой европейской стране, а в «отчуждённой» и «закрытой» по тем временам Японии. Местные фотохудожники возвели фотоальбомы в ранг произведений искусства, превратив их в источник жизненных наблюдений, кладезь созерцательной мудрости. Что же, Восток – дело тонкое…

«Пейзаж», автор Синдзо Фукухара (1931 г.)

Есть ещё две точки отсчёта, которые нами не упомянуты, но именно их эксперты из мира фотопечати считают альфой и омегой схемы, которая сделала «фотокнижную» историю завершённой. Первая, как ни странно, уходит корнями ещё глубже, чем пора выхода альбома «Британские водоросли», и её важность оценили совсем недавно. Итак, 1823 год: в США выходит в свет первый Yearbook, пращур современных выпускных альбомов. В нём напечатаны снимки выпускников Массачусетского колледжа, будущих фармацевтов. Общего с фотокнигой в традиционном понимании у него мало, но дальнейшее развитие событий привело как раз к появлению привычных для нас книжек с фотками одноклассников/одногруппников, к которым добавлены шутливые подписи и элементы дизайна.

Прообразом фотокниги в том виде, в каком мы её наблюдаем сейчас, является сoffee table book (именно так до сих пор называют фотокнигу в англоязычных странах), то есть «книга для журнального столика», появившаяся на свет в 60-е годы XX века. На страницах этих изданий фигурировали пейзажи, исторические места, романтические фото, что оправдывало их «первоочередную миссию»: сoffee table book должна была развлечь человека, явившегося куда бы то ни было с визитом, скрасить минуты его ожидания. Помимо графики в coffee table book мог присутствовать текст, раскрывавший происхождение и суть каждого фотоснимка.

Современные англоязычные «книги для журнального столика»

Фотокниги в России

В современных фотокнигах снимки тоже нередко сопровождаются подписями. Они могут быть как лаконичными – указание даты и места съёмки, – так и состоять из поэтических строк, вписывающихся в концепцию, шуток, афоризмов и прочая и прочая. Радикальным отличием фотокниги от фотоальбома – во многих российских семьях фотоальбомы с карточками родителей, бабушек и дедушек хранятся до сих пор – является способ размещения изображений. Если в альбоме карточка вставлена в прорези по углам или приклеена, то в фотокниге она технологически «влита» в страницу и составляет с ней одно целое – точно так же, как это делается в глянцевых журналах.

Старый фотоальбом

Если рассматривать фотокниги не как произведение искусства, а как продукт, то в нашей стране они появились в начале 2000-х в кругу школьных фотографов – по аналогии с Массачусетским колледжем, только в сильно осовремененном «обличье». Публика впервые увидела фотокниги с тематическим дизайном, – они, собственно, и сформировали абсолютно новый сегмент рынка. Однако рос этот сегмент медленно. В середине 2010-х, например, фотокниги продолжали считаться эксклюзивной вещью: потребители не верили, что стильный свадебный альбом, выпускной альбом или альбом, посвящённый рождению ребёнка, – это товар доступный, прежде всего, разумеется, по деньгам. Сегодня большинство ценителей фотоколлекций считает по-другому. Причинами смены их точки зрения стали развитие цифровой фотографии и технических возможностей смартфонов, доступность работы с фоторедакторами и быстрота исполнения заказов компаниями-производителями. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: стремление человека материально ощущать альбом в руках, листать его всегда превалирует над «нетактильными» ценностями, к которым можно отнести компьютерный фотоархив, облачное хранилище, онлайн-галерею и др.

Желание держать фотокнигу в руках имеет превалирующее значение

Изготовление фотокниг в наши дни

Сегодня отснятые на цифру изображения скопились у людей в таком огромном количестве, что печатать одиночные фотки просто потеряло смысл. Россия переживает фотобум, обусловленный доступностью и широкими возможностями съёмки на телефон. Возник спрос на формат, позволяющий разместить целый цикл фотографий на какую-то определённую тему, отразить событие во всех деталях. Таким форматом и стала фотокнига. Компании, куда в наши поступают заказы от клиентов, практически не вмешиваются в творческий процесс: они лишь обрабатывают фотоконтент, полученный через интернет, а затем печатают, сшивают, переплетают и доставляют фотокниги. В итоге клиент получает продукт, который он сам и создал. Фотокнига – это не «ширпотреб», а «индпошив», и в этом её громадный плюс.

Как же создаётся фотокнига? Сначала клиент подбирает из своего архива снимки, из которых будет состоять его «опус». Разумеется, снимки должны объединяться общей темой или концепцией. Если это свадьба, то в идеале надо отразить весь день торжества: сборы перед загсом – церемония бракосочетания – праздничное застолье; если это альбом по персональным живописным работам, то в нём должен прослеживаться весь творческий путь художника – от ранних произведений до зрелых и тому подобное. Следующий этап – выбор шаблона для дизайнерского макета и загрузка в него фотографий. На сайте компании-производителя, как правило, имеется целый ряд шаблонов, и какой-то из них вам наверняка зайдёт. Вы сами определяетесь с размером и расположением снимков, с вариантом дизайна и местами, куда будете вставлять текст или пояснения, если это нужно. В результате компонуется файл, готовый для отправки в типографию. А дальше – дело техники. Серьёзные компании-производители доставляют клиентам готовые фотокниги в течение нескольких дней с момента оформления заказа.

Современный экспресс-редактор фотокниг компании netPrint

Компании, специализирующиеся на выпуске фотокниг, используют цифровые печатные машины: это самое современное оборудование. Однако несмотря на разнообразие и сложность технологических процессов конструируются все фотокниги одинаково: изделие состоит из обложки (крышки) и блока, на страницах которого размещается изобразительный и текстовой контент.

Цифровая печатная машина

Лучшие на рынке

Безусловным лидером на российском рынке фотопечати является компания netPrint, что подтверждает поисковая выдача платформы Яндекс. Причины успеха netPrint вполне заслуженны – мы перечислим самые основные. Начнём с сайта, главного источника информации для потребителя, который одновременно является и «навигатором», отвечающим за дизайн фотокниг и оформление заказов.

Сайт netPrint чётко проработан, интуитивно понятен, исчерпывающая информация для заказа фигурирует в верхнем меню. При клике на раздел «Фотокниги» посетитель может выбрать нужный вариант печати, а также обложку и бумагу.

Далее он настраивает размеры и способ оформления фотокниги. Если у него есть готовый макет, то он может сразу загрузить его на сервис и продолжить оформление заказа; имеется опция создания макета непосредственно на сайте.

Сервис предлагает целый ряд шаблонов для дизайна фотокниги по категориям; в каждой категории представлено более 10 вариантов. В принципе, это гарантия того, что клиент выберет для себя оптимальный.

Интерфейс фоторедактора прост и интуитивно понятен, в создании макета легко разберётся даже человек, далёкий от дизайна.

Производственные мощности netPrint расположены в Особой экономической зоне (ОЭЗ) «Технополис Москва», полиграфический комплекс насчитывает более 80 единиц самого современного оборудования, имеется собственная ИТ-система по обработке заказов и управлению печатным процессом.  Технологический процесс выстроен так, что участие персонала в нём сводится к минимуму: все функции автоматизированы и осуществляются по заданным кодам. Помимо частных лиц тиражи в netPrint заказывают более 1000 типографий и корпоративных клиентов.

Производственный процесс на одной из площадок netPrint

В 2023 году предприятие обновило парк оборудования, заместило расходные материалы, поставлявшиеся ранее из европейских стран. За время работы на территории «Технополис Москва» компания вложила в собственное развитие более 700 млн рублей, что позволило создать одно из крупнейших цифровых хранилищ в России: оно насчитывает более 6 петабайт медиаданных, среди которых около 1 млрд фотографий. В начале 2024 года netPrint завершает обновление своего онлайн-редактора, – пользователь сможет ещё быстрее ориентироваться на сайте или в мобильном приложении и оформлять заказы в один клик.

Одна из фаз производства фотокниги

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *